Перспективы формирования экспортно ориентированных отраслевых цифровых платформ в рамках развивающихся экосистем в промышленности


https://doi.org/10.26794/1999-849X-2019-12-4-6-19

Полный текст:


Аннотация

Актуальность формирования цифровых решений в экспортно ориентированных отраслях промышленности обосновывается не только потребностью отдельных предприятий, но и необходимостью защиты национальных интересов в рамках глобальной экономики. Показано, что неотвратимость цифровизации требует преобразований многих экономических отношений. Для целей исследования и обеспечения возможности сравнительного анализа выделены высокои среднетехнологичные отрасли промышленности согласно зарубежной классификации по версии ОЭСР и общероссийской классификации по версии Росстата. Результаты проведенного сравнительного исследования позволили установить, что до настоящего времени остается доминирующей сырьевая составляющая экспорта и требуется развитие институциональной среды реализации экспортного потенциала. Подтверждено, что недоиспользование экспортного потенциала в машиностроении имеет признаки общемировой тенденции, позволяя формировать стратегии прорыва на мировые рынки. Доказано, что только за счет конкурентных рыночных стратегий в условиях «торговых войн» достичь наращивания экспорта можно только при эффективной поддержке государства. Показано, что создание экспортно ориентированных цифровых платформ должно обеспечиваться их включенностью в идентифицированные отраслевые экосистемы. Установлено, что особо значимыми для отраслевых экосистем являются создание в едином реестре экспортеров продукции «цифрового профиля» экспортера (потенциального экспортера) и формирование макроэкономической аналитики, обеспечивающих согласование экспорта с общей политикой государства. Сделан вывод о том, что наиболее эффективная реализация экспортно ориентированных цифровых платформ, обещающих оказать существенную поддержку российскому производителю по закреплению конкурентных позиций в глобальной экономике, возможна только при наличии отраслевых экосистем, расширяющих границы взаимодействия отдельных предприятий.


Об авторах

И. М. Степнов
Финансовый университет; Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ
Россия

Игорь Михайлович Степнов — доктор экономических наук, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет; Центр прикладных исследований кафедры экономической политики и государственно частного партнерства МГИМО (Университет) МИД России, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ

Москва



Ю. А. Ковальчук
Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)
Россия

Юлия Александровна Ковальчук доктор экономических наук, профессор кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением» Института инженерной экономики и гуманитарных наук

Москва


Список литературы

1. Abel A. B., Bernanke B. S., Croushore D. Macroeconomics. Pearson Education, Inc.; 2013. 672 p.

2. Gnidchenko А., Mogilat А., Mikheeva О., Salnikov V. Foreign technology transfer: an assessment of russia’s economic dependence on hightech imports. Foresight and STI Governance. 2016;10(1):53–67.

3. Макевнин Б. Цифровая нефть. Сибирская нефть. 2017;(146):10–15.

4. Никоноров А., Шишмарев А. Цифровой двойник. Сибирская нефть. 2017;(140):44–49.

5. Moore J. F. The death of competition leadership and strategy in the age of business ecosystems. N.Y. HBR Press; 1996. 268 р.

6. Moore J. F. Predators and prey: a new ecology of competition. Harvard Business Review. 1993;71(3):75–86.

7. Adner R., Kapoor R. Value creation in innovation ecosystems: how the structure of technological interdependence affects firm performance in new technology generations. Strategic Management Journal. 2010;31(3):306–333.

8. Nir V., Roth A., Neeman Z. The handbook of market design. Oxford University Press; 2013. 317 р.

9. Рот Э. Кому что достанется — и почему. Книга о рынках, которые работают без денег. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2016. 256 с.

10. Ковальчук Ю. А., Степнов И. М. Перспективность использования методологии дизайна рынков соответствия в деятельности национальных проектных офисов (на примере кластерных проектов). Друкеровский вестник. 2016;(4):65–74.

11. Teece D. J. Explicating dynamic capabilities: the nature and microfoundations of (sustainable) enterprise performance. Strategic Management Journal. 2007;28(13):1319–1350.

12. Iansiti M., Levien R. Strategy as ecology. Harvard Business Review. 2004;82(3):68–78.

13. Adner R. Match your innovation strategy to your innovation ecosystem. Harvard Business Review. 2006;84(4):98–107.

14. Romero D., Molina A. Collaborative networked organisations and customer communities: value co-creation and co-innovation in the networking era. Production Planning & Control. 2011;22(5–6):447–472.

15. Isenberg D. Worthless, impossible, and stupid: how contrarian entrepreneurs create and capture extraordinary value. N.Y. HBR Press; 2013. 287 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Степнов И.М., Ковальчук Ю.А. Перспективы формирования экспортно ориентированных отраслевых цифровых платформ в рамках развивающихся экосистем в промышленности. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(4):6-19. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2019-12-4-6-19

For citation: Stepnov I.M., Kovalchuk J.A. The Prospects of Forming Export Oriented Sectoral Digital Platforms within the Framework of Developing Ecosystems in the Industry. Economics, taxes & law. 2019;12(4):6-19. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2019-12-4-6-19

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)