Непрерывное образование как фактор повышения уровня занятости и доходов старшего поколения современной России


https://doi.org/10.26794/1999-849X-2019-12-2-83-90

Полный текст:


Аннотация

Предмет исследования — обеспечение занятости людей пенсионного и предпенсионного возраста в рамках формирования концепции долгосрочной жизненной активности личности и создания социальных институтов, позволяющих поддерживать и развивать ресурсный потенциал населения на протяжении всего жизненного цикла посредством непрерывного образования. Цель статьи — выявление актуальных направлений формирования системы непрерывного образования в России вследствие принятия нового пенсионного законодательства. Показано, что Россия отстает от экономически развитых стран в организации системы образования людей старшего возраста. В стране немногим более 30% взрослого населения вовлечены в систему непрерывного образования, тогда как в Швеции — 62%, в Германии — 42%, а в целом в странах-лидерах — 40–50%. В связи с проведением пенсионной реформы предложены меры, нацеленные на обновление знаний и навыков граждан предпенсионного и пенсионного возраста. К 2024 г. данные мероприятия должны охватить 450 тыс. россиян. Однако на настоящий момент планируется готовить не востребованных российской экономикой программистов и инженеров, а только специалистов средней квалификации, оплата труда которых обеспечивает лишь минимальный уровень жизни. При этом программа организации системы непрерывного образования охватывает далеко не всех предпенсионеров. В ходе новой технологической революции выигрывают национальные экономики, где наиболее эффективно формируется и поддерживается человеческий капитал. При этом существенным является развитие людей в течение всего жизненного цикла, что становится более актуальным в связи с нарастанием интенсивности процесса демографического старения. Показано, что при переходе на инновационный путь развития и цифровую экономику процесс обучения должен охватывать людей всех возрастов — от детей до стариков. Сделаны выводы, что принципиальное значение имеют цели устойчивого развития, предусматривающие развитие профессионально-технического и высшего образования для повышения уровня занятости старшего поколения. Значимыми в этом направлении являются национальные цели и стратегические задачи развития России до 2024 г., определенные Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204.

Об авторе

В. Г. Доброхлеб
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, Институт социально-политических исследований РАН, Москва
Россия
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник институтов социально-экономических проблем народонаселения и социально-политических исследований РАН, Москва


Список литературы

1. Григорьева И. А. Пожилые женщины: «вниз по лестнице» возраста и гендера. Женщина в российском обществе. 2018;(1):5–18. DOI: 10.21064/WinRS.2018.1.1

2. Макиенко М. А. Проблемы и перспективы сохранения качества жизни пожилых людей в Российской Федерации. Вестник науки Сибири. 2015;16(1):29–39.

3. Тезекбаева З. С., Нуркатова Л. Т. Теоретические аспекты адаптации лиц пожилого возраста к условиям социальной действительности. Успехи геронтологии. 2014;27(1):190–194.

4. Richards C. Later life learning from experience: the cross-cultural importance of ‘life reviews’ in seniors’ lifelong education and learning. Zeitschrift für Weiterbildungsforschung. 2019.(1):1–18.

5. Бондаренко Н. В. Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны. Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; 2017:104(5):1–28. М.; 2017.

6. Доброхлеб В. Г. Непрерывное образование и гендерный баланс. Женщина в российском обществе. 2018;(3):26–33. DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.3

7. Кабанова Е. Е., Ветрова Е. А. Актуальные проблемы социально-экономической интеграции людей «третьего возраста» в современное российское общество. Социально экономические явления и про цессы. 2018;13(1):31–36.

8. Мхитарян В. С., Сарычева Т. В. Прогнозирование занятости населения в Российской Федерации по видам экономической деятельности. Вопросы статистики. 2017;(3):18–29.

9. Доброхлеб В. Г. Уровень образования пожилых людей как фактор востребованности на рынке труда России. Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2017; (2–3):5–16. DOI 10.26653/2076–4650– 2017–2–3–5–15

10. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.; Эксмо; 2019:136.

11. Нунес Е. С.А., Дуболазов В. А. Рынок труда и образование в условиях четвертой промышленной революции. Научно технические ведомости Санкт Петербургского государственного политехническо го университета. Экономические науки. 2018;11(5):38–45. DOI: 10.18721/JE.11503

12. Забелина Н. В. Технологии геронтообразования как основа социальной активности пожилых людей в современном обществе. Инновационная наука. 2018;(3):96–99.

13. Volles N. Lifelong learning in the EU: Changing conceptualisations, actors and policies. Studies in Higher Education. 2016;41(2):343–363.

14. Field R., Burke R., & Cooper C., еds. Aging, work and society. London: SAGE. 2013. URL: http://www.uk.sagepub.com/booksProdDesc.nav?prodId=Book237162&utm_source=Book&utm_ medium=email&utm_content=237162&utm_campaign=PERSONL&priorityCode=PERSONL (дата обращения: 20.12.2018).

15. Aleandri G., & Refrigeri L. Lifelong learning, training and education in globalised economic systems: analysis and perspectives. Procedia — Social and Behavioral Sciences; 2013;93(21):1242–1248. DOI: doi. org/10.1016/j

16. Ecclestone K. Learning or therapy? The demoralisation of education. British Journal of Educational Studies. 2004;54(2):112–137.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Доброхлеб В.Г. Непрерывное образование как фактор повышения уровня занятости и доходов старшего поколения современной России. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(2):83-90. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2019-12-2-83-90

For citation: Dobrokhleb V.G. Continuing Education as a Factor in Increasing the Employment and Incomes of the Older Generation in Modern Russia. Economics, taxes & law. 2019;12(2):83-90. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2019-12-2-83-90

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)