Факторы, затрудняющие экспорт товаров ЕАЭС в третьи страны и понижающие экспортную конкурентоспособность России


https://doi.org/10.26794/1999-849X-2019-12-1-136-143

Полный текст:


Аннотация

Предмет исследования — трудности, переживаемые Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
Цель работы — выявление факторов, затрудняющих экспорт товаров ЕАЭС в третьи страны и влияющих на экспортную конкурентоспособность России. Для достижения указанной цели был проведен анализ таможенно-правовых норм ЕАЭС. В ходе исследования доказана целесообразность отмены принципа резидентства в ЕАЭС, территориально ограничивающего возможность декларанта подавать декларацию на товары любому таможенному органу на территории Таможенного союза. В рамках настоящей статьи рассмотрены проблемы отсутствия гармонизации норм, регулирующих экспортный и валютный контроли в странах — членах ЕАЭС, также проведен сравнительный анализ норм, регулирующих экспорт товаров на национальном уровне участников Таможенного союза и выявлены основные расхождения в данном вопросе.
Сделан вывод о том, что фактором, влияющим на экспортную конкурентоспособность российских товаров и товаров ЕАЭС, является наличие принципа резидентства, отмена которого требует комплексного подхода и проведения ряда мероприятий, направленных на гармонизацию таможенного и смежных законодательств. Отмена принципа резидентства позволит снизить материальные и временные затраты предпринимателей при осуществлении таможенного декларирования, избежать многократной уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) участникам цепочек добавленной стоимости и посреднических операций в рамках ЕАЭС, унифицировать документы для осуществления валютного контроля, порядок выдачи лицензии при осуществлении экспортного контроля, решить вопрос с порядком и валютой уплаты таможенных платежей и пр. Также требуется решить отраслевые проблемы, связанные с осуществлением таможенного процесса (валютный контроль, экспортный контроль, процедуры возврата налога на добавленную стоимость и пр.).
Актуальность исследования заключается в том, что для реализации концепции «Товар ЕАЭС», разработанной Евразийской экономической комиссией, требуется решение проблем, возникающих во взаимной и внешней торговле. Между тем одним из главных инструментов экономического роста национальных экономик стран — членов ЕАЭС является увеличение объема торговли с третьими странами.


Об авторах

Г. Ф. Ручкина
Финансовый университет
Россия

Гульнара Флюровна Ручкина — доктор юридических наук, профессор, руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности

Москва



В. К. Шайдуллина
Финансовый университет
Россия

Венера Камилевна Шайдуллина — кандидат юридических наук, старший преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности

Москва



Список литературы

1. Федоров А.Г., Крутиков В.К., Дорожкина Т.В. Нейтрализация негативных факторов для обеспечения конструктивного взаимодействия в рамках ЕАЭС. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018;(1):241–243.

2. Krige J. “Marketplace of ideas”: Commercialization, export controls and counterintelligence. Engaging science, technology, and society. 2015;(1):4–24.

3. Середюк А.В. Тарифные льготы и преференции в странах ЕАЭС. Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017;3(13):961–962.

4. Глонина В., Семенова А. Товарный знак в ЕАЭС: перспективы и значимость для рынка. Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2018;(3):57–64.

5. Ишханов А.В., Линкевич Е.Ф., Шилин Л.В. Внешнеторговая политика России как основа углубления интеграции в ЕАЭС. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017;(133):40–49.

6. Миропольский Д.Ю. Евразийская политическая экономия и инновационное развитие ЕАЭС. Проблемы современной экономики. 2017;(4):22–24.

7. Michel Q., Paile S., Tsukanova M., Viski A. Controlling the trade of dual-use goods. Non‑proliferation and security. 2013;(9):73–76.

8. Куприк Н.И. К вопросу использования конвергентного брендинга в системе продвижения инновационных технологий на рынке стран ЕАЭС. Проблемы современной экономики. 2017;(4):103–105.

9. Король О.В. Перспективы снижения нетарифных мер регулирования в ЕАЭС. Современные аспекты экономики. 2018;(2):20–26.

10. Саргсян Г.Л., Матевосян Э.Н. Оценка технологического развития государств — членов ЕАЭС и стран других региональных экономических объединений. Международная торговля и торговая политика. 2018;(1):124–134.

11. Hojabri M. An Overview on current control techniques for grid connected renewable energy systems. ICPES. 2012;(56):119–126.

12. Маркосян А.Х. Оценка сравнительных преимуществ торговли государств — членов ЕАЭС с региональными мегаструктурами. Международная торговля и торговая политика. 2018;(1):67–84.

13. Сибирская А.В. Механизмы обеспечения валютно-финансовой сбалансированности в условиях ЕАЭС. Научная мысль. 2017;(5):49–62.

14. Шепенко Р.А. Антидемпинговые правила ЕАЭС. Законы России: опыт, анализ, практика. 2018;(3):68–78.

15. Шафиев Р.М., Голубцова Е.В., Максимов Д.А. В чем смысл маркировки товаров в рамках общего рынка ЕАЭС. Независимая газета. 2018;(73):15–18.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ручкина Г.Ф., Шайдуллина В.К. Факторы, затрудняющие экспорт товаров ЕАЭС в третьи страны и понижающие экспортную конкурентоспособность России. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(1):136-143. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2019-12-1-136-143

For citation: Ruchkina G.F., Shaidullina V.K. Factors Hindering the EAEU Exports to Third Countries and Reducing Russia’s Export Competitiveness. Economics, taxes & law. 2019;12(1):136-143. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2019-12-1-136-143

Просмотров: 99


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)