Улучшение бюджетного финансирования деятельности театров в регионах России как средство повышения культурного уровня россиян


https://doi.org/10.26794/1999-849X-2017-10-5-91-101

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются проблемы бюджетной обеспеченности региональных и муниципальных театров России, различий в объемах бюджетных поступлений театрам. Бюджетное финансирование театрального искусства является социальными инвестициями в формирование человеческого капитала - важнейшего фактора экономического роста. В качестве показателя обеспеченности театров финансами рассматривается показатель «бюджетные поступления театрам на душу населения». Методом регрессионного анализа выявлена зависимость данного показателя от показателей уровня бюджетной обеспеченности региона и плотности его населения. Проведенная типологизация субъектов Российской Федерации позволила определить относительно однородные группы регионов со сходными условиями развития театральной деятельности. Выявлено, что различия в объемах бюджетных поступлений театрам объясняются в основном объективными факторами (например, природно-климатическими условиями) и связанными с ними проблемами обеспечения доступности театральных услуг (например, организация гастролей в отдаленные и малонаселенные районы), а также уникальностью отдельных театров, в том числе их национально-культурных особенностей. Лучшие практики регионов - лидеров в обеспечении бюджетными средствами театров требуют обобщения и применения в других регионах.

Об авторе

Л. М. Ханова
Финансовый университет; Институт управления государственными ресурсами; НИУ ВШЭ
Россия


Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1019-р «Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года»

2. Распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р «О социальных нормативах и нормах» (ред. от 26.01.2017) установлены нормативы и нормы для отраслей социальной сферы, включая театры

3. По данным ВЦИОМ в 2009 г. - 35% всего населения (распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1019-р «Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года»)

4. Там же

5. Далее они будут рассмотрены в совокупности по региону, без разделения на региональные и муниципальные

6. В остальных субъектах Российской Федерации театры федерального ведения отсутствуют

7. Включены бюджетные и внебюджетные средства, в том числе благотворительные взносы и пожертвования

8. Имеется в виду то, что чем больше театров, тем больше поступления, и наоборот

9. Распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р «О социальных нормативах и нормах» (ред. от 26.01.2017) установлены нормативы и нормы для отраслей социальной сферы, включая театры, представляющие собой, по сути, требования к размещению объектов

10. Официальный сайт Федерального казначейства URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/

11. Финансирование московских театров осуществляется по трем основным направлениям: содержание имущества театра (полностью за счет бюджета), финансовое обеспечение услуги по показу театральных постановок (главным становится потребитель, т. е. зритель) и финансирование организации показа спектаклей (дополнительные расходы, связанные со спецификой театров) [5]

12. Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1019-р «Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года»

13. Сюда включены также доходы от сдачи имущества в аренду и благотворительные взносы и пожертвования

14. После распределения дотаций

15. Официальный сайт статистики населения. URL: http://www.statdata.ru/nasel_regions

16. При расчете средней были исключены показатели Москвы и Санкт-Петербурга

17. В число этих 16 субъектов Российской Федерации также вошли республика Хакасия и Мурманская область

18. В соответствии с письмом Минкультуры России от 06.03.2012 № 31-01-39/02-ПХ «Об утверждении Методических рекомендаций по развитию театрального дела в регионах и мерам поддержки театрального искусства»

19. Перечислены в порядке расположения в табл. 2

20. В это число не включен Чукотский автономный округ, так как там театры отсутствуют

21. В это число не включен Ямало-Ненецкий автономный округ, так как там театры отсутствуют


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ханова Л.М. Улучшение бюджетного финансирования деятельности театров в регионах России как средство повышения культурного уровня россиян. Экономика. Налоги. Право. 2017;10(5):91-101. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2017-10-5-91-101

For citation: Khanova L.M. Improving the Budgetary Funding of Theaters in the Russian Regions to Promote Cultural Awareness of Russians. Economics, taxes & law. 2017;10(5):91-101. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2017-10-5-91-101

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)